Памятник Хрущеву

Новодевичье кладбище – главный Некрополь столицы. Здесь похоронены люди, оставившие заметный след в истории России.  Многие установленные здесь памятники  можно без преувеличения назвать шедеврами мемориальной скульптуры.

pamyatnik-hrucshevu

К их числу несомненно принадлежит  легендарный надгробный памятник  Никиты Сергеевича Хрущёва работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Историю создания этого монумента по праву  можно назвать «историей» с большой буквы  — так сложно и противоречиво переплелись в ней человеческие судьбы и реальные события недавнего прошлого.

Известны примеры,  когда исполнение надгробия  поручали  художнику,  имевшему  какую-то  личную связь с усопшим.  Вспомним,  хотя бы,  «Гробницу  Лоренцо  Медичи»  во Флоренции  —  мраморный шедевр Микеланджело, созданный им в знак личной благодарности великому покровителю искусств.  Но взаимоотношения  Никиты Хрущёва и  Эрнста Неизвестного  по своей драматичности достойны пера писателя-романиста.

Никита Хрущёв один из самых ярких и  противоречивых  исторических деятелей советской эпохи. Верный ученик товарища Сталина, один из многих, но, отнюдь, не рядовой «винтик»  кровавой сталинской мясорубки  — именно Хрущёв «вбил» первый гвоздь в крышку гроба тирана,  выступив на 20-ом съезде КПСС с секретным докладом «О культе личности». Он освободил из лагерей тех,  кто уцелел и дал ход процессу реабилитации невинных жертв. Развернув строительство жилья, он дал возможность тысячам горожан  переехать из подвалов и бараков с собственные квартиры. В то же время миллионы нищих, бесправных и «беспаспортных» крестьян едва ли поминали Никиту Сергеевича добрым словом.

Хрущёв положил начало частичной  либерализации общества,  вошедшей в историю под названием хрущёвской «оттепели».  Но, как часто бывает в истории,  он же и положил ей  конец .

Отправной точкой этого движения «вспять» стала скандально известная выставка  «30-летия МОСХ» 1962 года,  где впервые пересеклись жизненные пути Хрущёва и Неизвестного.  Наряду с основной экспозицией, демонстрировавшей полную и окончательную победу социалистического реализма,   публике были впервые показаны работы группы молодых художников-экспериментаторов, одной из  ключевых фигур этой группы был скульптор Эрнст  Неизвестный.

Боевой офицер,  кавалер Ордена Красной Звезды,  воевавший в составе воздушно-десантных войск 2-го Украинского фронта,  Неизвестный  был одним из лидеров  поколения  художников, не считавших соцреализм  единственным методом искусства.

Трудно сказать, был ли скандал на выставке спонтанной реакцией эксцентричного  Председателя Совета Министров  или он был частью  хитрого плана  интриганов из Политбюро  и  Союза Художников. Но, так или иначе, Хрущёв, трижды обойдя  экспозицию авангардистов,  постепенно пришел в неистовый гнев и ярость. Задавая  художникам издевательские вопросы  и  всё сильнее распаляясь,  он завершил свой монолог истерическим криком — «Запретить, всё запретить! Такое искусство не нужно Советскому народу!!! Что вы все пидарасы, что ли?» Эрнст Неизвестный был одним из тех, кто смело, не теряя достоинства, пытался урезонить разбушевавшегося партийного лидера.

Через девять лет после описанных событий, смещенный со всех постов и преданный соратниками,  Хрущёв умер.  Семья покойного  обратилась к  Эрнсту Неизвестному с неожиданным  для него предложением сделать надгробный памятник своему противнику. К тому времени у скульптора был немалый опыт создания ритуальных  изваяний. Он был автором надгробий Лауреата Нобелевской премии,  физика Льва Ландау, поэта Михаила Светлова.

Xruschov_5

Сын Н.С.Хрущёва Сергей свидетельствует, что философская идея  памятника возникла у скульптора сразу. Уже во время первой встречи Неизвестный стал рисовать на листе бумаги конструкцию из двух каменных глыб черного и белого цвета, опиравшуюся на мощную горизонтальную бронзовую плиту.  Предложенная скульптором художественная метафора,  была проста,  выразительна и в высшей степени приложима к  личности  Хрущёва : единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла,  живого и мёртвого, света и тьмы.

В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора  белая мраморная глыба  как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета.  Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а  то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова».  «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.

Со слов Сергея Хрущёва,  неожиданные  трудности возникли при выборе камня нужного размера. По замыслу автора высота памятника должна была равняться двум с половиной метрам. Согласно технологии того времени, камни такого большого размера добывались  при помощи взрывных работ. При этом  в монолите могли появляться незаметные для глаз микротрещины. Обнаружить этот дефект можно было только после того, как камень будет окончательно отшлифован и  отполирован.

Обсудив эту проблему с профессионалами  и специалистами по обработке натурального камня, скульптор  принял решение составлять мраморную и гранитную часть надгробия из трёх  камней стандартного размера. Эти блоки  высотой  90 см  и шириной  60 см выпиливали  из горной породы с помощью специальных машин, что исключало  возможность возникновения  микротрещин.

Немалые трудности пришлось преодолеть при получении разрешительных документов от различных партийных и художественных  властей.  Негласное мнение  начальства было настроено  против  проекта надгробия, предложенного Эрнстом Неизвестным. Партийные товарищи  считали его слишком радикальным, смелым и необычным. Было выдвинуто  несколько альтернативных предложений. Например,  сохранить  общую композицию, но использовать   стандартный серый гранит.  Другие предлагали совсем изменить форму памятника и использовать красный порфир, символизировавший революционные заслуги Хрущёва. Третьи  склонялись к привычному варианту гранитной стелы,  увенчанной бюстом, как у Кремлёвской стены.

Проявив незаурядное упорство и настойчивость, Сергей  Хрущев сумел отстоять проект Эрнста Неизвестного. Памятник был установлен на могиле в августе 1975 года. Он  получил всеобщее признание, как выдающийся образец  ритуального искусства.