Большое примирение с малой родиной

Свердловчане готовы осуществить давнюю мечту скульптора и с удивлением понимают, что часть его наследия в Асбесте долго не замечали.

Отношения Эрнста Неизвестного с Россией вообще и Екатеринбургом в частности вряд ли можно назвать такими уж простыми. В 60-е Никита Хрущев назвал его работы «дегенеративным искусством» за то, что автор, по мнению генсека, «искажал лица советских людей». В 1976 году художник эмигрировал в Швейцарию, а затем в США, после чего стал «гражданином мира». В середине 90-х годов Неизвестный предложил установить в Екатеринбурге памятник жертвам политических репрессий высотой 15 метров, но встретил непонимание со стороны муниципальных властей. И вот на открытии музея работ мастера губернатор Свердловской области предложил вернуться к идее такого монумента, а экспрессией, свойственной работам Неизвестного, восхищались представители власти. «Полный круг» в нашем материале.

Считанные дни назад в помещениях музея Эрнста Неизвестного работали строители. Экспозиция была развернута в рекордные сроки. Ремонт в помещениях начался в январе 2013 года, а первых посетителей музей готов принять уже 10 апреля.

Как отметила директор Свердловского областного краеведческого музея Наталья Ветрова, «векторы совпали». В минувшем году губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поддержал инициативу известных екатеринбуржцев, заслуженных художников России Виталия Воловича и Миши Брусиловского, деньги на создание нового государственного музея выделили из областного бюджета.

– Сегодня мы открываем музей без преувеличения великого мастера. Я звонил Эрнсту Иосифовичу, общался с ним, благодарил за экспонаты, предоставленные для музея, за поддержку в реализации этого проекта, – сказал Евгений Куйвашев на торжественном открытии музея 9 апреля.

– Нам нужно таких наших великих земляков поддерживать, создавать такие места, такие центры, музеи, которые познакомили бы нас всех с выдающимися людьми, которые прославляют наш Урал, – заявил председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

Музей спроектирован по последнему слову техники: интерактивные стенды, в комнате на первом этаже, где можно узнать все о самом Эрнсте Неизвестном, устройство, напоминающее планшетный компьютер, на виртуальном рабочем столе которого можно разложить для изучения в любом удобном порядке факты биографии, сюжеты, которые выходили на телевидении.

В экспозиции музея два десятка бронзовых скульптур, несколько гипсовых статуэток, а также более 40 гравюр. Часть работ передал в дар Свердловской области сам автор, часть пришлось выкупить у собственников как в России, так и за рубежом. Художник Виталий Волович отдал музею четыре гравюры, которые Неизвестный подарил ему перед отъездом из страны в 1976 году. Как рассказывает Михаил Петров, представитель художника в России, экспозиция набралась на удивление легко, а сам музей ему очень понравился.

– Екатеринбург имеет все основания, чтобы Эрнст Неизвестный, невзирая на возраст (88 лет. – Прим. ред.), приехал сюда, потому что та работа, которая проделана, соизмерима разве что с масштабом его творчества, – считает Михаил Петров.

Жизнь как «большая война»

Во время Великой Отечественной Неизвестный, тогда еще семнадцатилетний художник, весьма талантливо подправил документы, для того чтобы попасть на фронт. Был ранен, и, судя по всему, тема войны и в чем-то созвучная тема религии во многом пронизывают творчество художника. Одна из работ, которую он подарил Свердловской области, называется «Сердце Христа». Ее поместили в антураж из точечных светильников, использовали эффект зеркал, чтобы работа «раскрылась» зрителю. А в 60-е годы Неизвестному досталось от главного критика авангарда в искусстве Никиты Хрущева. Тот назвал его работы «дегенеративным искусством». В итоге Неизвестный простил бесхитростного, в общем, генсека, и как художник даже где-то восхищался его экспрессией. Правда, эмиграция тогда была, скорее, неизбежностью.

Первую попытку наладить полноценный контакт с малой родиной художник предпринял в девяностые, когда предложил установить в Екатеринбурге, в сквере за Дворцом молодежи, две «плачущих маски» высотой 15 метров. Монумент был задуман как дань памяти жертвам политических репрессий. В 1991 году планам художника сбыться было не суждено.

– Мы не то что миллионы, мы каждую тысячу рублей считали, для того чтобы город не остановить. Это было то время, когда мы отвечали за все. В том числе и за обеспечение города продовольствием. Этот вопрос отодвинулся на второй план, – вспоминает сенатор, а до этого бессменный глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.

К идее вернулись через 15 лет, в начале 2000-х. Впрочем, даже в относительно «сытые» годы идею скульптора в Екатеринбурге не поддержали. Злые языки тогда поговаривали, что предусмотрительная городская власть жалела уже не деньги, а участок рядом с центром столицы Среднего Урала. Проект так и остался «неприкаянным». Одна из копий «масок» оказалась в музее Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге, а на его открытии губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев дал понять, что масштабный проект художника можно воплотить в жизнь.

– Я думаю, что при такой мощной воле губернатора это возможно вполне, – считает художник Виталий Волович.

Если «маски» Неизвестного будут установлены пусть даже не в Екатеринбурге, а где-нибудь в пригороде, можно говорить об окончательном творческом «примирении» художника со своей малой родиной. До этого он настаивал на том, чтобы были соблюдены размеры «масок» (высота 15 метров) и на месте расположения. Впрочем, Аркадий Чернецкий считает, что ситуацию не стоит драматизировать. По его словам, обстановку нагнетали некие «посредники».

Неизвестный Неизвестный

Так или иначе, но Неизвестный «вернулся» на Урал с музеем, однако постепенно выясняется, что он далеко и не уезжал. Два монумента возле дворца культуры города Асбеста были на виду с сороковых годов. Речь о двух женских фигурах. Одна из них олицетворяет науку, а другая – искусство. До этого жители Асбеста рассказывали как местную легенду, что Эрнст Неизвестный является их автором.

И вот представитель художника в России Михаил Петров взял интервью у скульптора, в ходе которого тот сказал, что, действительно, женские фигуры перед ДК в городе Асбесте – его работа.

– Я сама из Асбеста, работала в там в музее, мы везде писали письма и нигде не могли получить ответ. По легенде мы знали, что это работа Эрнста Неизвестного. Только сейчас получили ответ из Америки, он сам сказал, у нас есть такая аудиозапись, – не скрывая волнения, рассказывает директор музея Эрнста Неизвестного Ирина Грехова.

Именно в Асбест отправится первая передвижная выставка. Помещение музея всего 300 квадратных метров, и по музейным правилам часть экспонатов будет вынуждена находиться в движении.

– Мы не поместились, но у нас графики много, но все очень даже удобно, – говорит Ирина Грехова. – По правилам музейной деятельности мы не можем графику в подлинниках выставлять более трех месяцев. Поэтому мы три месяца показываем эти графические работы, потом меняем.

Жители и гости Екатеринбурга могут посетить музей Эрнста Неизвестного начиная с 10 апреля. С открытием музея губернатора поздравили президент Российской академии художеств Зураб Церетели, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. На открытии музея сенатор Эдуард Россель заявил, что Урал вообще богат теми, чей вклад в историю или культуру страны сложно переоценить. Вполне возможно, что жителей Среднего Урала ожидает новый тренд, впрочем, сам по себе достаточно полезный с образовательной точки зрения.

Александр Ребеко
9.04.2013